«Не кошмарить бизнес» порождает безнаказанность. Представители Роспотребнадзора и ОЗПП рассказали о единых целях и задачах

На ней присутствовали руководитель местного Объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев и главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Ковалевская.

Незадолго до Дня потребителя, который отмечается 15 марта, международная организация Consumers International разработала девиз, который будет идти по всем странам. Называется он «Цифровые рынки – справедливые и честные». Это призыв к государству, бизнес-сообществу с тем, чтобы данные структуры противодействовали мошенничеству на просторах Интернета, нечестным и неясным сделкам, а также вводящим в заблуждение практикам. Помимо этого, международная организация призывает повысить осведомленность потребителей.

– Рекомендации от Consumers International состоят из четырех пунктов, – рассказал Владимир Зяблицев. – Первое, чтобы сделать цифровую защиту и возможности потребителей неотъемлемой частью нормативной базы, позволяющей эффективно решать проблемы сложного устройства цифровых рынков и опыта онлайн-потребителей. Второе – это справедливое обращение с потребителями. Это должно быть неотъемлемой частью надлежащего управления и корпоративной культуры всех поставщиков цифровых товаров и услуг. В третьем пункте говорится, что четкая информация о цифровых товарах, поставщиках, процессах и правах потребителей должна иметь практическое применение. И, наконец, последний пункт – повышение цифровой грамотности и информированность должны помочь потребителям понять риски и возможности товаров и услуг, приобретаемых ими на онлайн-просторах.

По словам Зяблицева, соблюдать честность и порядочность нужно на всех этапах взаимоотношений. Но, почему-то получается это не всегда. Количество покупок в Интернете за последние годы резко увеличилось. По данным Роспотребнадзора, количество обращений с жалобами за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза.

– Мы ощущаем это на себе, – отметил Зяблицев. – Количество обращений не снижается. Вроде бы, государство что-то пытается делать и обсуждался вопрос на Госсовете, который проходил в апреле 2017 года. Там озвучили предложения, которые волнуют население. Были и нарекания, например, затягивание выполнения поручений президента России, а также массовое неисполнение судебных решений. 85% решений выносится в пользу потребителей. Однако исполнимость их – всего 15%.

Руководитель ОЗПП напомнил, что позиция «не кошмарить бизнес» приводит к тому, что порождается безнаказанность недобросовестных потребителей, которые и подрывают доверие к добросовестным предпринимателям.

– Мы анализировали работу нашей организации и увидели, что количество обращений увеличивается. Сейчас мы стали в два раза больше  готовить исков. Фактически на каждого специалиста в год приходится сто исковых заявлений. То есть, каждый третий день мы работаем на то, чтобы делать исковые заявления. Десять лет назад на досудебное урегулирование приходилось 85% споров, сейчас это сделать практически невозможно.

В конце 2017 года в первом чтении были приняты изменения в «Закон о защите прав потребителей». Эти изменения касаются агрегаторов. Однако закон отправили на доработку. И только 19 февраля 2018 года правительство внесло изменения, где конкретизировало понятие «агрегатор».

– Это не товарный агрегатор, – пояснил Зяблицев. – А агрегатор в части предоставления информации и услуг. В изменениях говорится и о мерах ответственности в отношении агрегаторов. Законодательство меняется, и это радует. Это идет на пользу потребителям.

Главный специалист-эксперт местного Роспотребнадзора Ольга Ковалевская отметила, что Роспотребнадзор и ОЗПП имеют одни цели и задачи на потребительском рынке Магнитогорска.

– Роспотребнадзор прикрепил еще три района, к имеющимся четырем, — рассказала она. – Мы теперь осуществляем надзор за любыми организациями, которые находятся в семи южных районах области и в Магнитогорске. В этом году исполнилось 26 лет Закону о защите прав потребителей. Закон только иногда дополнялся, но практически не претерпел никаких изменений. Он был настолько актуальным и до сих пор актуален. Он решает проблему потребителей. Это такой документ, который был необходим. Он прижился. Без него ни наша служба, ни потребитель обойтись не могут. Без него не могут обойтись и продавцы, и исполнители услуг.

Также Владимир Зяблицев анонсировал несколько мероприятий. 12 марта в библиотеке Крашенинникова пройдет встреча со студентами, которым расскажут способы и виды мошенничества в Интернете. 15 марта пройдет консультативный совет по защите прав потребителей, где утвердят план работы в Магнитогорске. Одно совещание уже состоялось в феврале. Также пройдет конкурс потребительских знаний среди школьников.

Источник: http://www.verstov.info/news/society/69511-ne-koshmarit-biznes-porozhdaet-beznakazannost-rospotrebnadzor-i-ozpp-imeyut-odni-celi-i-zadachi-v-magnitogorske.html